Как я работаю над текстом? (ч. 2)

Блог
Первые пять правил работы над текстом помогают создать сюжет и добротную основу, за которую можно зацепиться и представить дальнейший путь. Звучат они так:
1. Играй с сюжетом
2. Меняй планы
3. Не пиши чистовик
4. Дозируй обратную связь
5. Не исправляй замечаний

Мне нравится аналогия с вязанием: кто держал в руках спицы или крючок, знает, что вязать первые ряды довольно сложно — изделие ещё маленькое, держаться не за что, результат сложно представить. Дальше проще, процесс идёт, проступает рисунок — красота! Потом набиваешь руку, процесс идёт по накатанной, снова и снова повторяешь один и тот же рисунок. Вроде бы, успех гарантирован? Но нет, именно здесь возникают настоящие трудности: то петлю пропустишь, то не дотянешь нить, приходится распускать, возвращаться, эффект новизны смазывается, рутина поглощает. И вот уже несколько дней недовязанный свитер лежит без дела.
С текстом происходит то же самое, и вторая часть моих правил направлена как раз то, чтобы не завязнуть в серединном болоте, дойти до конца и наконец-то получить готовое произведение.

6. Не отвлекайся
Речь не о том, что во время работы с текстом не стоит проверять почту и отвечать на сообщения в социальных сетях (хотя это тоже замечательная практика). Куда губительнее для крупного произведения новые задумки, идеи, проекты. Любой автор — человек творческий! И мне прекрасно знакомо это состояние, когда от случайной фразы или прочитанной книги внутри запускается этот процесс зарождения нового мира. Я могу целую ночь проваляться без сна, вглядываясь в хитросплетения судеб неизвестных мне прежде героев. Знаете, сколько у меня накопилось законспектированных «задумок»? А роман написан пока только один (и продолжение в процессе).
Очень важно с самого начала пообещать себе довести дело до конца, потому что соблазнов бросить на середине случится множество, обязательно! И если хвататься за каждую идею, привлекательную своей новизной, можно так и не написать ни одной книги.
А потому работаем и не отвлекаемся.

7. Начинай заново
Неважно, сколько раз ты упал, важно, сколько раз ты поднялся. Если всё пошло не так: ошибка в сюжете, ружья не стреляют, финал не складывается, читатели не верят героям или ты сам не можешь читать собственный текст... скорее всего, беда не в исходной идее и задумке. Ошибка в реализации. Не хватило мастерства, навыков, времени, вдохновения — неважно, чего именно тебе не хватило.
Выдыхай, делай выводы и возвращайся к началу работы. Можешь взять небольшой перерыв, чтобы восстановиться, но потом обязательно начинай заново.
Кроме тебя, никто не расскажет твою историю.
Знаете, как Робинзон Крузо долбил семь лет лодку в стволе дерева, а потом понял, что не сможет дотащить её до воды — слишком она тяжёлая? И он бросил работу, нашёл новое дерево поближе к берегу и начал заново.
Если вдуматься, это жутко до мурашек. Как много людей не сломаются в такой ситуации? Только они смогли бы дописать роман.
Я несколько раз «бросала свою лодку» и начинала сначала — сейчас я могу взять свою книгу в руки, и я уверена в каждом напечатанном в ней знаке.

8. Лови ритм
Хорошо, если ты можешь сесть в выходной и написать сразу половину главы, а то и пару глав! Но потом ты неделю-другую ходишь опустошённый, набираясь идей, вдохновения, тепла.
Или рутина поглощает всё твоё время, и ты вроде бы помнишь, что хотел писать, но уже толком не помнишь, зачем тебе это надо. Всегда найдутся дела поважнее творчества.
Для себя я нашла выход в ритме: лучше писать понемногу, пусть это будет только тысяча знаков, но каждый день. Хотя бы полчаса в день. Можно встать раньше на эти полчаса, или лечь позже. Украсть их у работы или у семьи, даже у самой себя. Что угодно, только бы найти это время!
У Джулии Кэмерон есть замечательная фраза:
- Сегодня ты писал?
- Да.
- Значит, сегодня ты писатель.

Так что ловим свой ритм и изыскиваем любые возможности, чтобы каждый день гордо именоваться писателем.

Оговорюсь, что бывают выходные, отпуска и периоды депрессий. Иногда жизненного необходимо отложить все дела и просто позволить себе свободно дышать и жить. Не убивайте себя, сохраняйте себя, чтобы находить в себе силы творить и светить.

9. Наслаждайся
Наслаждайся собственным текстом. В каждой главе находи что-то приятное лично тебе: близкую проблему, личный опыт, прототип героя из реальной жизни, мелочи, образы, фразы и краски. Не пиши о том, что скучно, но «надо для сюжета». Если скучно тебе, то какого твоим читателям? Кайфуй от процесса создания текста и от чтения уже написанного. С каждым новым проходом по произведению углубляй, улучшай, украшай его. Убирай мусор и пыль, оставляй только то, что тебе нравится. Будь уверен в каждой фразе и в каждой главе.

10. Остановись
Совершенствовать текст и самого себя можно бесконечно. Однажды нужно остановиться. Найди способ издать книгу или оставь в электронном формате — неважно, главное, перевернуть последнюю страницу и поставить точку, которая уже никогда не станет запятой. Даже если не выполнен до конца предыдущий пункт — неважно, со временем тебе что-то может разонравиться, ты вырастешь, изменятся твои взгляды. Это нормально, та книга останется пройденным этапом, а наслаждаться ты будешь уже новыми произведениями.
Здесь важный момент, что не стоит ставить эту точку слишком рано. Если на этапе создания текста ты не делился с широкой аудиторией, то первый выход на публику — плохой момент, чтобы останавливаться. По-хорошему тебе требуется ещё минимум один-два, а то и три прохода, чтобы довести текст до ума. Но вот потом, когда получен уже десяток-другой полноценных отзывов, замечания исправлены и внутреннее согласие достигнуто, тогда обязательно нужно не забыть остановиться.
Мы же помним, о том множестве идей, что томятся на стадии задумок? Им тоже нужно дать шанс!
Последнее изменение: Четверг, 15 ноября 2018 Прочтений: 362

Другие материалы в этой категории:

« История создания обложки Любовь »
Роман "Круг замкнулся"

Круг замкнулся

Наташа Кокорева, эпическое фэнтези

Никогда не поздно захотеть жить: прислушаться к себе и стать созвучной частью потока [...]

Электронная книга Бумажная книга