О резонансе и лимонах

Отзывы

Произведение сие как-то изменило моё мировоззрение, ну или не совсем мировоззрение, но виденье текстов и шкалу приоритетов. В комплиментах и реверансах рассыпаться я не буду, рецензию, как «критику» в смысле ругачки на автора и текст мне писать не интересно, тем более, что этот текст ругать в общем-то и не за что, мелкие недочёты отнюдь не повод, и найдутся добрые люди, помогут подправить и отшлифовать. Я не об этом.

Я, собственно, о том, что во главу угла обычно ставят две вещи: интересно рассказанную историю и правильный грамотный выразительный язык. Я не спорю. Но, увы, не это главным считал и считаю.

И не идею я считаю главным, не фабулу, не сюжет, не персонажей. Не жизненность или достоверность даже, вовсе нет. Главное (и единственное), что делает произведение не штамповкой, а штучным товаром ручной работы – это резонанс. Читателя с писателем, читателя с произведением, произведения с социумом, поэта с толпой. Но. «Резонанс бывает разный, а не знаешь – не толкуй» — перефразирую так юмористически Твардовского, это чтобы сразу всем и всё стало понятно, вот.

Так вот, я-то считал, что «вызывать резонанс» я умею, моё комсомольское прошлое «агитатора, горлана, главаря», двадцатилетний пидагогический стаж и успешно реализованные пи-ар проекты давали мне основание полагать, что на этом я собаку съел, плюс какая-никакая «продвинутость» и даже признанность на поэтическом поприще. Плюс… всё перечислять? Да ладно, чо я всё о себе да о себе. Пора и о произведении.

Тут я вдруг (!) увидел резонанс другой. Такой, какой я делать не умею. Я как бы даже раньше и не знал, не придавал этому значения, не, придавал, конечно. Но никогда не ставил во главу угла, никогда не акцентировался, типа – получилось, ну и получилось случайно, а нет – и не надо.

Я, собственно, вот о чём: существуют две точки зрения. Первая: «сколько ни говори «халва» – во рту слаще не станет». И вторая: «если сказаль «лимон» во рту станет кисло». У некоторых. С развитой фантазией. Другим надо расписать, как этот лимон разрезается на колечки, как на них выступают капельки, как колечки посыпать сахарной пудрой. Чтобы стало кисло-сладко, какой при этом аромат витает и щекочет ноздри… и всё. Рот наполнился слюной. А желудок начал усиленно выделять желудочный сок в предвкушении встречи с лимонной кислотой.
А есть ещё и третья точка зрения. «Ом ма?ни па?дме хум». Ну вы поняли.

Так вот, в произведении автору удалось убедить читателя, меня то есть, в переживаниях персонажей. Не просто констатацией: «Стел испугался», Белянка замёрзла», «Рокот разозлился», «Вьюрок испугался»… а именно так и тем, как в вышеприведённом случае с лимоном, что сопереживание этим самым персонажам переходит на какой-то другой, ментальный или какой уровень, когда от страха почти физически у читателя, у меня тоесть, трясутся колени, от голода сосёт под ложечкой, а от ожогов образуются стигматы… ладно, пока не образовались, но могут и образоваться.
И это именно то, что отличает данное произведение, и мне хочется, я буду читать это и перечитывать, чтобы понять, как это достигается, и может быть тоже научусь, хочу научиться.

Об остальном, об этом произведении рецензий написано много, я с большинством согласен, есть за что автора похвалить, есть за что и ругнуть несильно.

Последнее изменение: Пятница, 21 сентября 2018 Прочтений: 2092

Другие материалы в этой категории:

« Мария Сакрытина Варианты книги »
Роман "Круг замкнулся"

Круг замкнулся

Наташа Кокорева, эпическое фэнтези

Никогда не поздно захотеть жить: прислушаться к себе и стать созвучной частью потока [...]

Электронная книга Бумажная книга