Повествуется здесь о многих вещах, и любовные линии присутствуют, и взросление некоторых девочек под давлением обстоятельств описывается, но главное, на мой взгляд - моральные аспекты военного конфликта двух цивилизаций. Что же это за цивилизации?
Мир, отмечу сразу, описан очень скупо. Ни быта, ни экономики на виду практически нет. Зато есть упоминание некоего ресурса под названием "тепло", который важен и который, собственно, и становится яблоком раздора. Именно из-за тепла и войнушка.
Цивилизаций в этом мире не то три, не то четыре, но степняки только упоминаются и в событиях никак не участвуют, а кочевники вообще давно куда-то откочевали, и неизвестно, выжили при этом или нет. Так что сосредоточимся на сторонах конфликта.
Городские. О них мы сразу узнаём, что это нехорошая цивилизация. Уже то, что по вечерам рыцари ловят на улицах прохожих и сгоняют их на молитвы, живо напоминает о диктатурах 20-го века. Чуть позже выясняется, что в семье высокопоставленного рыцаря (именуемого Рокот) по-настоящему молится только младшая дочь, практически младенец. Лицемерие, как оно есть. Впрочем, один из рыцарей "по блату" не гонит на молитву пойманного на улице сына своего давно погибшего сослуживца при полном согласии остальных патрульных. Блат - наше всё, тоже знакомо по личному опыту. А тот самый Рокот ещё и маг, хотя это рыцарям запрещено. Многие знают, что он маг, но всем плевать. Тоже реалии страны, где актуален блат и людей сгоняют на собрания.
И вот эти самые городские отправляют военный отряд к лесным. Командует отрядом Рокот, подчинённые ему рыцари безлики и почти не упоминаются, их оруженосцы - натуральное быдло, а сопровождающие рыцарей жрецы тоже симпатии не вызывают. Немного отличается от них маг Стел, у него есть некое подобие совести, но когда в боях от него хоть что-то зависит, он не интересуется её мнением.
Лесные, вторая сторона конфликта. Тоже весьма неприятные люди. Ведьмам запрещены определённые танцы, связанные с сексом, тем не менее, все молодые ведьмы этот танец публично сплясали, причём одна из них - с вождём. Но никто, кроме ведьмы-наставницы, их не осудил, да и та - не так чтобы очень. А когда одна из молодых ведьм приворожила вождя (тоже преступление) виновную назначают по рейтингу влиятельности семьи, и хотя определить преступницу легко, никто этим не заморачивается.
Вот такие тут симпатичные стороны конфликта. Теперь о самом конфликте. Городские ставят лесным ультиматум – или даёте построить храмы и будете там молиться нашему богу, или мы вас всех перережем. Уже само по себе скотство, но там есть ещё один скрытый от лесных нюанс – в каждый храм собираются встроить этакую шайтан-трубу, дабы откачивать тепло у молящихся и просто прохожих, а может, и не только у людей. Магическая штучка, а магию предписано ни в коем случае не смешивать с религией, но и в этом вопросе всем плевать. Однако внутри этого нюанса спрятан ещё один – шайтан-труба работает неправильно, и толку от неё ноль, одни неприятности молящимся, вплоть до скоропостижной смерти.
Вот и добрались до моральных аспектов. Сама цель отряда-агрессора – мерзость, кто-то из городских это понимает, но ничего не делает, дабы предотвратить, а остальным тупо по барабану. Даже Стел, маг-диссидент, «смело» высказывающий своё возмущение Рокоту, самим этим высказыванием и ограничивается. Более того, когда отряд попадает в ловушку (неважно, кем она поставлена) и должен погибнуть, именно Стел вытягивает его оттуда. Так что все смерти после этого – целиком на «совести» мага. Такая уж совесть у агрессора, даже если он как бы против агрессии. И только несчастная маргиналка-суицидница делает что-то реальное, дабы прервать это скотство. И даже прерывает. Наверно, потому она и маргиналка, что не настолько сволочь, как остальные.
Ну, и несколько небольших придирок:
- выглядит сомнительным необходимость такого второстепенного персонажа, как говорящее дерево, единственное такое в лесу;
- тактика обеих сторон, мягко говоря, не оптимальна, хотя ничего не мешает сделать её более реалистичной (и с индейцами белые воевали, и с маори, и с кем только не воевали, в прототипах недостатка нет);
- единственный описанный бой, тот, в котором пострадал Стрелок, протекал как-то странно, по идее, Рокот мог с ним справиться самостоятельно, без привлечения излишних сущностей;
- количество упоминаний босых ног подошло бы статье для сайта фут-фетишистов, нежели для фэнтези-романа.
А в целом – рекомендую, текст вполне достойный и читается с интересом.