Этот роман нельзя читать быстро. Его надо смаковать, пробираясь за автором через каждую строчку, утопая по уши в густой атмосфере, задыхаясь от внезапно закончившегося воздуха.
Атмосфера, первое, что я бы хотела бы отметить в романах Наташи Кокоревой. Нет, не эмоциональность, на мой взгляд, а именно что-то, густое и незаметное, что окружает тебя на протяжении всего текста.
Роман читать сложно. И дико интересно.
Сложно, потому что такую густую атмосферу выдержать на долгом промежутке все же не так легко. И да, после того, как роман внезапно закончился, когда отрываешься от книги и понимаешь, что тебе надо дышать, остается все же осадок… передоз. И в то же время тоска… «хочу еще», будто автор незаметно так подсадил меня на что-то вкусное… но теперь вкусное закончилось. И хоть ты объелся по уши… но душа, не тело, помнит ощущение блаженства от каждого кусочка и просит еще. И еще, и еще, хотя тебе и нужно дышать… хотя атмосфера и душит, потому что густая настолько, что хоть ты ножом режь. Хотя в концовке столько боли, столько искренности, что душа умирает и возрождается вместе с героями. И падает с ними в бездну, и раскрывает за спиной крылья, летя к свободе…
Все это, думаю, является уже визитной карточкой автора. И менять это не стоит, потому что именно это делает тексты Наташи именно её текстами, ничего иное.
Помимо атмосферы хотела бы выделить неспешно так развивающийся сюжет. Или из-за атмосферы кажется, что неспешно? Здесь нет захватывающей дух динамики, здесь время застыло, запуталось в густом меде солнечных лучей. Впрочем, оно и правильно. Город в романе противопоставляется лесу, деревенской жизни, вечная беготня, суета — медленности и размеренности, покою. И простой такой красотой, безграничным восхищением и доверием к матушке природе. К лесу.
Именно то, что обретают все главные герои в конце книги — покой. И, наверное, в тот момент для них это самое важное. И не наверное, точно, герои это заслужили.
Что тут есть еще? Полное непонимание. Изгнание. Проклятие. И две растерзанные души, которые нашли себя в этом мире. Любовники? Нет. Как две родственные души, они карабкаются к свету и находят этот свет…
Когда роман писался, я очень сильно придиралась к вере Стела. Когда прочитала роман до конца, уже большей частью поправленный, я придираться перестала. Автор после переработки очень хорошо, правильно уловил все сомнения верующего человека. Автор нашел для своих героев в конце воистину христианский выход. Автор устами Стела уловил правильную, на мой взгляд, философию веры.
Да, Стел, пожалуй, тот самый идеальный христианин. Сомневающийся, но питающий силы в вере, всегда бегущий на помощь более слабым, вечно спрашивающий Небеса — а как будет лучше? И получивший от Небес правильный ответ. Идеально же.
Рани? Говорят, что Рани тут не нужна. А на мой взгляд, нужна и еще как. В видении, где Белянка ее отпускает, Рани раскрывается огромным цветком в судьбе главной героини. Забивает гвоздь в гроб ее сомнений и отчаяния.
Рани очень похожа на Белянку. Те же сомнения, та же боль, то же желание сдаться, чтобы все, наконец-то, закончилось, то же непонимание со стороны общества, в котором она живет. И тот же выход — у свету. Который потянул за собой и Белянку. Две девушки из разных миров, так похожие друг на друга, помогли друг другу найти выход.
По сути главные герои тем и занимаются, что, несмотря на дикую боль, помогают друг другу найти выход… и подставляют вторую щеку. Только по прочтении всего романа, понимаешь, эта их стратегия вообще-то оправдывается, и близкие люди все же со временем понимают.
Ласка ведь поняла.
И помогла. Хотя много кто не понял. Автор намекает устами Дождя — пока не понял.
А выход, оказался, есть. И за него Белянка платит всем, что ей дорого, платит за это выход и Стел. А дальше?
Роман может, по сути, и не продолжаться. От автора я знаю, что это серия, но если бы здесь поставить точку, пожалуй, эта точка получилась бы такой жирной и солидной. И хотя хочется пойти за героями дальше, все же кажется, что все важное, болезненное — там за спиной. На такой точке заканчивается множестве фильмов и множество книг.
Но автор хочет продолжать.
Это радует.
И страшит одновременно.
Потому что хочется для главных героев хоть небольшой передышки.
И да, того самого покоя…
Но покой людям, несущим такую ношу, только снится.
Сильный роман. Заставляющий думать.
Но от которого хочется отдохнуть.