By Наташа Кокорева on 25.01.2018
Category: Отзывы

Робин Хобб | Судьба убийцы



Фэнтези — сказка для взрослых.
С возрастом я стала немного... уходить, что ли, от фэнтези. Частично поддалась на посыл приверженцев реализма или хотя бы твёрдой НФ, что фэнтези — это так, мелочёвка. И потому я не торопилась возвращаться к своей ранней влюблённости, всё откладывала чтение последней книги из эпопеи Робин Хобб о мире Эрдерлингов.
И когда я её наконец-то прочла... я пожалела, что не сделала этого раньше.
Если не ошибаюсь, это 11 книга цикла, не считая параллельных ответвлений по тому же миру. Я всегда скептически относилась к таким «сериалам», пожалуй, больше ни в одной серии я не заходила так далеко. Да, отчасти качество снижается от книги к книге. На самом деле, это трудно оценить, поскольку между первой и последней книгой проходит столько времени, что ты сам меняешься и становишься другим человеком. Но глубина сопереживания героям, конечно, зашкаливает: ты же прошёл с ними всю их жизнь! Ты вживаешься в них куда глубже, чем возможно за одну книгу. И что главное — вопросы Робин Хобб поднимает жизненные, острые, и поднимает порой настолько жёстко, что не каждый реализм дотянется.
Для меня эти книги оказались целебными. Не знаю, считывают ли другие эту информацию и закладывала ли её автор, но я нашла в них ответ на вечный, личный и крайне болезненный вопрос. Даже не ответ, а скорее... покой, утешение, свет. Исцеление через катарсис.
Я говорю о любви.
Но о любви особой и под особым углом.
В произведении использован термин «любовь без границ». Он не сразу понятен, и весь его смысл раскрывается только в финальной сцене самой последней книги.
Особенность описанной любви в том, что пол одного из героев так и остаётся тайной. Точнее, каждый читатель, конечно, имеет внутреннее твёрдое убеждение на этот счёт, и это убеждение меняется по ходу текста, пока не приходит осознание того, что хотела передать этим автор: пол неважен. И не в смысле сексуальных меньшинств, а в смысле, что эти отношения... они просто лежат в другой плоскости. Они не о привычной половой любви, а о той самой идеализированной любви, когда две принципиально различные души создают единое целое.
Это невозможно передать в отзыве. И даже не буду пытаться.
Просто посоветую эту книгу всем бывшим или нынешним идеалистам, которые, так или иначе, искали свою половинку... не там.
Потому что «там» — это на самом деле в самом себе.
И именно этот ответ я получила от Робин Хобб. Не формальный, словесный, поучительный — нет, ответ пришёл выстраданным, прожитым и ощутимым до слёз. Когда я дочитала последнюю страницу, я просто закрыла глаза и дышала, глубоко, размеренно, наблюдая, как что-то меняется внутри, как стягиваются края старых шрамов. И внутри становится светло. И с каждым ударом сердца тепло свободно вливается внутрь и изливается наружу.
В двух словах постараюсь описать фабулу именно этой темы. Оговорюсь, что тем в эпопее задето множество, я просто выбрала именно ту, что срезонировала больше других.
В первой книге цикла шестилетнего бастарда наследного принца приводят к королевскому замку, мальчик получает прозвище Фитц и для него начинается непростая жизнь ученика убийцы. Он обладает особой магией общения с животными и обретает друга-волка, связь с которым крепнет с каждым годом и они в буквальном смысле обмениваются частичками души.
Вторым другом — а на первых порах скорее недругом — становится таинственный бледнолицый Шут короля, который дразнится, изводит Фитца и вместе с тем чем-то невыносимо притягивает. Позднее множество раз толкает на смерть, спасает своими путанными пророчествами и проводит по едва различимому пути в одно из самых невероятных вариантов будущего, где они вместе возрождают вымерших драконов.
И добро это для мира людей или зло — остаётся вопросом открытым. Для себя я сделала вывод, что для мира в целом — добро, а людям полезно понять, что мир создан не только для них.
Но возвращаясь к теме любви без границ, как вы уже догадались Шут — и есть тот самый герой с неизвестным полом. И сквозь все книги их отношения натянуты нервом. Они действительно любят друг друга. И ни один из них так никогда и не уверен во взаимности.
Шут использует Фитца, подвергает опасности и исчезает из его жизни на годы. Возвращается, чтобы использовать вновь ради исполнения своего пророческого долга — и опять исчезает. Фитц грубит, отталкивает Шута, обижает недоверием и сам обижается на его тайны, а после мучается.
И только в самом конце они обретают... покой. Выходят на новый уровень и становятся единым целым. Причём не вдвоём, а втроём, вместе с волком Фитца.
Они становятся легендой.
Специально не пишу конкретики, чтобы дать желающим возможность прожить это самим.
После прочтения мне показалось, что я уловила суть. Этих героев можно воспринять как метафору: Высшее Я (Шут), Эго (Фитц) и Низшее Я (Волк). И тогда всё становится на места. Щёлкает. И любовь без границ. И натянутый нерв. И вечные поиски.
Возможно, Робин Хобб вовсе не это имела в виду. Но в любом случае эти книги спасали с меня в трудные моменты жизни, когда я уходила в них с головой, чтобы не наделать глупостей в реальности. И своим финалом они окончательно закрыли рану в моей душе. Я надеюсь.

Related Posts