By Влад Ларионов on 27.06.2015
Category: Отзывы

Дыхание Тёплого мира



Роман "Круг замкнулся" Кокоревой Наташи мне критиковать просто. Нет, не так…скорее и просто, и сложно одновременно. Все дело в том, что это «моя» книга, можно сказать, стопроцентное попадание в целевую аудиторию. В этой истории есть все, за что я люблю фэнтези: и авторский мир, дающий ощущение сказки, удивления, и яркие персонажи, и самое главное — смысл, многослойная метафора, сопрягающаяся с реальностью, с непростыми жизненными проблемами. Поэтому рецензировать просто: нравится же! Легко оценивать то, что нравится. Но и сложно: моя личная планка в отношении историй такого типа очень высока, хочется совершенства.

Но начну по порядку (постараюсь не спойлерить, но уж как выйдет).

Мир.

Мир произведения — Теплый мир — не слишком оригинален по фантдопам, зато по атмосфере воистину уникален: он словно вырастает из авторского восприятия жизни, настолько вывязан, вылеплен из литературного стиля, из способа мыслить и выражать мысли. Роман богат сложными, изысканно-глубокими и богатыми описаниями: повсюду колышутся и перетекают цвета, струятся и завиваются запахи, звучат странные песни и заговоры… они обволакивают, затягивают, берут в плен и не отпускают. Возможно, это не всем понравится, возможно, кто-то скажет, что автор заигрался — такое густое изобилие все же на любителя, но, видно, я любитель. Я нахожу этот стиль единственно подходящим здесь, истинным. Именно так и стоит говорить о Теплом мире. Читаешь — и натурально ощущаешь, как сгущается и завивается тепло, наполняет все кругом свежестью и силой, или как тепло исчезает, оставляя лишь слабость и душный холод.

Особенно ярко почему-то запомнились напитки… наверное, потому что лето? Чай матушки Стела: цветы ромашки, листья смородины, мед; чай самого Стела: бадьян с молоком, обрядовое вино с приворотным зельем: черносмородиновое, отдающее мятой и шиповником, сбор тетушки Мухомор: ромашка, полынь и зверобой; или кисло-сладкий вишневый компот, что вспоминал Стел из своего детства. Удивительно, но почему-то каждый раз все это воспринималось очень реально, даже отпить хотелось.

В общем, мир Фиал действительно Теплый. Что не мешает ему быть и ярким, манящим, и опасным, враждебным человеку, жестоким даже — все это есть, и все это дарит сказку, не добрую, но захватывающую.

Герои.

Герои разные, что мило моему сердцу, не разделенные четко и безусловно на протагонистов и антагонистов, у каждого своя правда, каждого можно понять, но можно и не согласиться, осудить. Однако же тут есть и авторская позиция. Два главных (и фокальных) героя, Стел, молодой маг из Городов, и Белянка, ученица лесной ведуньи, довольно четко ее обозначают. Поначалу они молоды и наивны: Стел — романтичный юноша, уверенный в своей миссии, в своей магии и в своей вере, готовый нести свет темным невежественным людям, которых при этом он заранее любит, уважает и хочет осчастливить; и Белянка — скромная девочка на пороге юности, вступающая в пору первой любви и поиска своего места в жизни. С развитием сюжета нарастают противоречия, жизнь усложняется, и наши герои меняются тоже. Обстоятельства (и автор), прямо скажу, их не щадят, лупят от души по самым чувствительным точкам: и вот перед нами уже не чистые невинные почти дети, а повзрослевшие израненные калеки, которым ох как непросто исцелиться, но зато они уже знают, ради чего стоит жить и за что — умереть.

Персонажи второго плана тоже довольно разнообразны и хорошо описаны. Среди них есть не просто герои, а герои сложные, с богатой разноплановой натурой, вроде Рани (городской бродяжки, влюбленной в Стела) или Ласки (названной сестры-соперницы Белянки), которые по психологизму ничем не уступают главным. Женские персонажи, надо сказать, богаче и сложнее мужских. И тут дело, я думаю, не в том, что автор (Фиал — девушка же) не умеет писать мужчин, нет. Мне показалось, что дело в другом: женщины, их внутренний мир и внутренний рост, их влияние на жизнь, ей интереснее и важнее.

Зато сильных женских образов второго плана много. И тут тронула авторская находка: запахи. Каждому персонажу присвоен свой запах, особенно почему-то запомнились опять же женские. Тетушка Мухомор — старая ведунья и мудрая наставница пахнет мелиссой и мятой; Агила, любимая девушка Стела — абрикосами и миндалем; Ласка — шиповником, а мама Белянки — ландышем.

А любовь в этой истории пахнет ветками сирени. И только один раз.

Идеи и смыслы.

Самая интересная составляющая романа и самая ценная — смысловая. О чем я прочитал? В первом приближении — социальном — о войне и колонизации, о чести и беде маленького слабого народа. Представьте себе: на вас идет враг, сильный, непобедимый. И он не хочет вас убить, вовсе нет, только изменить — «поделиться знаниями» и построить храм. Только при этом заставить забыть себя, свою веру и заветы предков — и тогда вы будете жить и дальше, может быть, даже лучше жить: сытнее, богаче, проще. Так вам говорят. Вы этого хотите?

А есть еще и то, о чем вам не скажут: колонизаторы заберут не только вашу веру, но и ваше тепло — жизненную силу. Самый важный ресурс Теплого мира утечет в холодные истощенные неуемной жадностью города, оставив вас просвещенными, посвященными в высшие ценности цивилизации, но пустыми. А этого вы можете хотеть? Можете ли вы простить такое?

Но что вам делать? Развязать войну, биться за себя, за веру, за душу и свое тепло? Стоять насмерть? Убьют — враг сильнее, победить вы не сможете. Покориться, сделать вид, что поверили: это не рабство, а благодеяние и просвещение? Тогда вы изменитесь, потеряетесь, исчезните и в итоге все равно умрете. Умереть сейчас, стоя с гордостью в сердце, или через много лет на коленях, не помнящими родства рабами?

Что делать, если ты и правда пришел с любовью и верой, делиться знаниями, нести свет и лучшую жизнь, а оказался вором, поработителем и в конце концов — убийцей? Смириться, отречься от собственных принципов и убедить себя, что благо для своих и есть истинное? Что благо твоего народа может строиться на слезах и жизнях других? Или взбунтоваться, предать своих и остаться в одиночестве?

Как вы поступите, что выберете?

А если выбирать надо не только для себя, но и для любимой, для жены и детей, для отца и матери, соседей, для целого народа?..

А во втором приближении — философско-метафизическом — автор пытается разобраться, что мы значим в этом мире? Что мы можем забрать у мира и что обязаны отдать взамен? Вправе ли мы распорядиться своей жизнью и смертью? И можем ли требовать от близких, чтобы они считались с нашей любовью, с нашей болью и скорбью, когда решают? В ответе ли мы за тех, кого приручили? И если да, то надо ли приручать?

И что такое свобода — благо или проклятье? Выше ли она, чем любовь, братство, узы крови? Что из этого действительно ценно, а что — морок и химера, преграда на пути?

Вот такого порядка вопросы решают герои романа. И решения в романе есть! Личные решения персонажей, а через них — автора, ненавязчивые, не морализаторские, чем вдвойне ценны. Герои выбирают путь и идут по нему честно: пожиная плоды и платя по счетам. Теплый мир — не то место, где наивные мальчики и девочки могут чувствовать себя в безопасности. Там вообще нет безопасности, ни для кого. Автор не щадит своих героев, даже откровенно любимых. Начиная читать, я, если честно, не ожидал такой бескомпромиссной жестокости. Но… видно, именно так и правильно — в жизни мы ведь тоже хрупки, ранимы и внезапно смертны. Тем ценнее наша решимость решать и выбирать, наша жизнь сама по себе, и тем она прекраснее.

Честно скажу, некоторые из выходов, предложенных автором, итогов и расплат потом для меня спорны, а порой даже и поперек души. Но сами по себе попытки решить столь сложные задачи — причем они же не сказочные, они вот, прямо тут, в нашей жизни сегодня — дорогого стоят.

Так что, Наташа, искренне поздравляю! Сильная, глубокая и умная книга состоялась.

Related Posts