By Евгения Александрова on 05.12.2016
Category: Отзывы

Радуги на ресницах



Сижу на солнце, жмурюсь и вижу сотни маленьких радуг на ресницах. Вы когда-нибудь такое замечали? Я - нет, пока автор мне об этом не рассказала и не показала, как по-другому можно смотреть на мир. Когда-то я писала, что она словно оператор с камерой, который умеет искусно снимать кино с разных точек, но больше всего любит в режиме макро, когда так близко-близко и можно рассмотреть мельчайшие детали всего окружающего. Как бьется на выпуклые капли вода, падая водопадом из зачарованного истока, как колышутся листья в далеком лесу, как змеится колдовской иней, как ветер пересыпает льняные волосы, как дрожат пальцы и бьются сердца. Как весь мир - дышит и живёт.

Стиль и язык. Скажу честно. Когда я читала первую версию романа полтора года назад, стиль и язык давался мне тяжело. Слишком макро, слишком непривычно, ветвисто, все было слишком живое и подвижное: люди, части, небо, лес, камни, и при этом само по себе. Слишком ритмично. Я не знаю, что случилось со мной или с автором за этот год, но недавно я прочитала изменённый роман и... пропала в этом мире. Он принял целиком, срезонировал и позволил дышать в унисон, не задыхаясь яркими образами и не укачиваясь в шаманском трансе.)

Мир. Здесь есть города и бескрайний лес, неизведанные степи и где-то совсем далеко – море. Мир большой и, хотя в нем нет ничего нового и сверхестественного, но он понятный и приятный. Здесь есть магия, но это лишь способ выразить свое видение мира как он есть, здесь магия не нечто феерично-фентезийное с разноцветными искорками, а глубокое и прочувствованное биение жизни. Тепло. Сердце и кровь мира. 

Сюжет начинается в столице и первым мы видим мир горожан, суровые законы рыцарей веры, которые собираются в поход - в Лес, полный силы и древней, изначальной магии. Мир городов развитый и успешный, только тепла в них становится всё меньше. 

Пустой воздух, мёртвая пыль наполняют сердца горожан, и лишь сильные духом умеют ещё согревать близких. А за городской стеной бушует Тёплый мир - бьёт родниками, течёт полноводными реками, ревёт ветрами.

И правителям городов нужен храм в тех местах, куда ещё не дотянулись их дороги и стены. Но не все понимают, что  "каменные стены крадут горизонт у тех, кому заказан вход на крышу."

Для меня этот роман не ради сюжета, мне не хочется его пересказывать в двух словах. Для меня здесь больше о смысле жить, сражаться за свои взгляды, о цене, которую мы платим порой за наши бездумные желания, о любви, которая ранит, и о любви, которая спасает. О том, как важно отпускать - отпускать прошлое, людей и себя прежнего. И о главном - о чувстве единения с миром.

В безумстве стихии человеческая душа — крупица. Искра, отлетевшая от родного костра, чтобы слиться с безликой силой и сгинуть.

Хочется кратко рассказать про героев. Яркое впечатление оставила для меня линия Стела, связанная с вопросами веры. Он первый, кого мы встречаем на страницах романа. Ученый, привыкший с детства верить в Единого бога, отправляется в поход вместе с рыцарями, в котором встречает веру совершенно иную, на первый взгляд чужую и непонятную, но на деле очень близкую.

Как говорит одна моя знакомая, идеальный роман должен иметь три уровня конфликта:

1. Конфликт внутриличностный и межличностный

2. Конфликт социальный

3. Конфликт экзистенциальный (вопросы бытия)

Это утверждение мно мне близко, и линия Стела и его личный поиск веры — третий уровень конфликта — нашли живой отклик в моей душе. Но и все прочие конфликты есть в наличии.

С самого начала Стел оказывается тесно связан с Рани – девушкой, которая хотела покончить собой и которую он спасает, на счастье или несчастье… Рани - один из любимых образов в романе. Она вся будто соткана из боли, нервов и все же светлая, острая, отчаянная и где-то в глубине души верящая в добро. До последнего, пусть не признаваясь себе в этом. (А какая шикарная глава с воспоминаниями про Незабудку!)

Без волос Рани походила на мальчишку. А её глаза… они были изумрудно-зелёными, с крапинкой жёлтых самоцветов, и громадные чёрные зрачки сочились такой болью, что хотелось выть. И скулы, и подбородок, и нос — всё, что так отталкивало в Рани, здесь казалось нежным, беззащитным, мягким, почти детским. 

Автор сталкивает жизни Стела и Рани с предводителем похода, мощным и ярким Рокотом, временами слишком циничным, с вечной издевкой, а временами... начинаешь его понимать. Мне очень нравились его главы, потому что он получился непохожим на других, взрослым, умудренным жизнью, жестоким, но с горчинкой и долей… романтики? Смотреть на мир глазами такого мужчины было необычно.

Начинается поход. И дальше происходит самое интересное – столкновение двух миров и двух культур, лесных жителей и жителей города, и это столкновение ведет всех к неизбежным изменениям.

Здесь вплетается ещё одна из основных сюжетных линий. Юная Белянка – ученица ведуньи, девочка-без-судьбы, как говорит ей старшая ведунья - чья любовь подвергнется убийственному испытанию предательством, меняется на протяжении всего романа. Из доверчивой и нерешительной девушки она становится настойчивой, а в конце и отчаянной героиней, которая потеряет слишком, казалось бы невыносимо много. Этой героине хочется сопереживать – так мастерски и так правдоподобно передает автор минуты её наивысшего счастья и после — раздирающую на части боль. В этого персонажа вложено очень много души.

Мне кажется, в этом романе у меня нет тех, кто не вызывает эмоций. Боевая и мальчишеская Рани, сломленная и ожившая; издевательский, циничный Рокот – вместе с тем цельный, неоднозначный и яркий герой со своей правдой; молодой вождь и лидер Стрелок, смелый, но побежденный; брат Белянки и верный до смерти своей вере и своей родине Ловкий; сестра-предательница Ласка, и в тоже время единственная кто понял и поддержал отчаявшуюся Белянку, когда весь мир был против неё – все они ошибались и пытались исправить свои ошибки.

Эти нелепые детали заполняли пустоту внутри, как цветные леденцы заполняют прозрачные банки в торговых лавках со сладостями. И Стел с удивлением обнаружил, что детали спасают. Когда мир рухнул, когда невозможно оглянуться назад, когда впереди чернота — спасают детали. Мелочи, глупости. Шорох ночных листьев. Плеск воды. Закушенная губа лесной девочки, прилипшая ко лбу прядь. Жизнь не останавливается никогда. По небосводу ползут звёзды, пробивается сквозь облака луна. И им нужно пробиваться дальше! Дышать, двигаться, говорить. Держаться друг за друга. И идти хоть куда-нибудь. Если есть путь — любой! — он обязательно куда-нибудь да выведет.
— Чтобы жить, нужно есть, — глубокомысленно заявил Стел, взял топор и ушёл за дровами.

Роман пронизан теплом (даже не так - теплом) и светом, и одновременно жизненно жесток, бьет по струнам души и заставляет чувствовать то, что переживают герои. Хочется думать после прочтения и о том, как мы относимся к «ушедшим на запад», может мы и правда жалеем себя? Автор говорит о том, что временами нужно «отпускать» и жить дальше, как бы это не казалось больно и невозможно. Кажется, что роман о смерти, но вместе с тем он гораздо больше о жизни. 

Финал, в котором разыгрывается парадокс: чтобы всех спасти, надо всё сжечь – выглядит тем не менее единственно правильным, особенно для героини, у которой ничего не осталось. Все сцены с огнём, это полубезумное единение с огромным Лесным Пожаром написано ярко и страшно.

После финала осталось ощущение выжженной земли и простора, который теперь раскинулся перед двумя героями, разными и похожими одновременно. И хочется верить, что дальше их ждёт что-то новое, что-то живое, что может подарить новый смысл жить. Жить. Даже когда не видишь больше смысла. Не сдаваться, бороться, прорываться к солнцу и свету.

Белянка даже повернулась несколько раз вокруг своей оси, пробуя на вкус все стороны света — одинаково. Одинаково бессмысленно везде...

…Вечность спустя смех стих. Белянка вновь повернулась вокруг своей оси, и теперь все стороны света казались ей неизведанными и манящими. В каждой из них крылся свой потаённый смысл.

Думаю, каждый найдет в этой истории что-то для себя. А я бы хотела иметь эту книгу на своей полке и надеюсь, рано или поздно это случится.

Related Posts