By Наташа Кокорева on 09.03.2019
Category: Блог

Я есть



«Я есть».
И в этом смысл жизни. Вот так просто, можно больше ни о чём не писать.
Но разве не нужно ни к чему стремиться? Развиваться? Ты родился и сразу уже есть — значит, смысл достигнут и жить незачем?
Чушь, конечно!
Ты есть, и смысл жизни в том, чтобы принять это, признать своё изначальное право быть, дышать — для этого действительно не нужно никуда стремиться.
Не приносить пользу.
Не улыбаться ради любви.
Не собирать чужое мнение о себе.
Не измерять успех, прогресс и талант.
Не оценивать себя цифрами и людьми: заработком, поклонниками, подписчиками, читателями, супругами и детьми.
Разве станет картина лучше, если ей восхитятся тысячи, а не сотни? А если её не увидит никто? Изменится от этого качество самой картины? А качество её создателя?
Стал ли ты хуже, если на работе повысили не тебя? А если в любви тебе предпочли другого?
Когда удаётся полностью остановить гонку за самоутверждением и прочувствовать эти ответы, значит, ты наконец на месте. Ты был здесь сразу после рождения, потом долго бегал по миру в поисках самого себя, улучшал себя, украшал и создавал заново. Теперь ты вернулся, и отсюда начинается истинное творчество.
Как же найти своё призвание или — даже громче — предназначение? Сами по себе эти поиски часто заводят в тупик и парализуют человека. Лучше не искать великого и единственного на всю жизнь смысла, а оставаться открытым, потреблять новое: читать, слушать, смотреть и внимательно выслушиваться в каждый момент.
1. Что для меня сейчас важно? Что болит?
2. В каком виде хочет быть реализованным?
3. О чём, не сделанном вчера, я жалею?
4. Какое завтра порадует меня?
Спрашивай именно себя, а не ожидания общества, близких, не гордыню и не комплексы. И главное — следуй этим ответом!
Не только слушай, но и слушайся.
Пробуй и ошибайся, и начинай заново.
Когда наладится честный внутренний диалог, вопрос о предназначении отпадёт сам собой и в выборе целей появится гибкость.
Например, я начинала с песен под гитару и стихотворений, пробовала писать рассказы и в итоге пришла к роману, сейчас смотрю в сторону создания объединяющей среды для творческих людей. Не исключаю, что однажды вернусь к музыке или открою для себя нечто принципиально новое.
Пусть механика разных процессов принципиально разная, и когда ты научился рисовать восхитительные картины, это вовсе не означает, что ты стал виртуозным пианистом, но если ты почувствуешь внутренний посыл на другой вид творчества — рано или поздно ты и там добьёшься успеха, поскольку умеешь слушать. К тому же не забывай, что творческой может быть любая, даже самая обыденная деятельность.
Ты есть изначально, как и то, что ты создаёшь. Когда приходит идея, на каком-то неосязаемом уровне она уже существует, и потому задача автора просто помочь этому проявиться. Ты входишь в состояние потока, доверяешь ему, пропускаешь через себя и транслируешь в новой форме.
Произведение создаёт себя само. Ты лишь фильтр, и чем чище, чем прозрачнее ты будешь, чем дальше сумеешь отстранить личность, тем качественнее получится результат.
Понятие качества здесь относительно: любые оценки субъективны, сравнения некорректны. То, что вдохновит одного, другого оставит равнодушным или даже разозлит. А потому задача не стать лучшим, а сделать максимально качественно для своего текущего уровня.
Когда ты в эйфории от создания и произведение ещё текуче, гибко, нельзя успокаиваться и снимать и себя ответственность, мол, как вышло так вышло. Продолжай оттачивать, изменять, прислушиваться, пока не «щёлкнет» и не «зазвенит».
Для этого некоторое время приходится настраивать «внутренний камертон», чтобы отделять радость процесса от радости завершённого фрагмента. Иногда мы обманываем себя, представляя, будто создали шедевр, но уже через несколько месяцев видим сами, насколько он наивен и нелеп.
Потому первое время пригодятся друзья, которым близок твой вид творчества и которые готовы потратить своё время на обратную связь. Здесь очень тонкий момент! Не ради почёсывания за ухом и похвалы, а ради того, чтобы пробиться сквозь авторскую эйфорию и увидеть своё творение чужими глазами.
Когда внутренний камертон отстроен, обратную связь стоит сократить до минимума, чтобы ожидание отзывов не подменяло собой радость творчества.
Доверенных людей отбирать следует тщательно, чтобы они ни в коем случае не пытались самоутверждаться за счёт критики и понимали твой уровень, держали планку чуть выше того, как ты можешь сейчас: только при таких условиях можно комфортно расти, не надрываться, не разочаровываться в себе, но и не застывать. Развитие идёт по спирали, постепенно. Секрет в том, чтобы понимать это и давать себе время и пространство.
Например, я написала больше десятка версий своего первого романа, и каждый раз, заканчивая последнюю странницу, я думала — всё! я сделала это! Я радовалась как ребёнок. Но потом я получала отзывы, возвращалась к началу и понимала, что вышло не совсем так и я сама вижу, как сделать лучше. Я вырастала, пока проживала эту историю до конца, и начинала заново.
Многие ругали меня, говорили — бросай и пиши что-то новое! Но я знала, что просто ещё моё мастерство не позволяет без искажений передать задумку. И я продолжала учиться, чтобы транслировать без искажений.
В какой-то момент текст застыл. При всём желании я не могла уже изменить ни слова. Нет, это не значит, что я «выросла» и больше некуда стремиться — предела нет. Просто это произведение наконец-то получило именно ту форму, в которой хотело быть, и теперь я могу учиться дальше, но уже на других текстах.

Итого, можно выделить принципы творчества:
1. Ты есть, ничего никому не доказывай.
2. Неважен вид творчества, меняй направление и учись оставаться в потоке.
3. Произведение есть, помоги ему обрести форму.
4. Ты проводник, будь прозрачнее и чище.
5. Истинная оценка внутри, слушай и слушайся.
6. Снимая с себя ответственность за результат, работай над качеством.

В следующих статьях под тегом #радостьтворчества мы разберёмся, как преодолевать кризисы, где находить время и что делать с результатами.

Предыдущие статьи цикла:
1. Формальные признаки счастья
2. Любить себя

Related Posts